Рождество — один из самых мистических праздников у древних славян. Он меньше связан с сельскохозяйственным циклом, а больше со строением и движением вселенной. Первый день празднования — день, в который длина светового дня начинала увеличиваться после зимнего солнцестояния, обычно приходился на 23-24 декабря по современному стилю, считался началом астрономического нового года. В отличие от сельскохозяйственного нового года, который являлся началом работы в поле, на Рождество «рождалось новое солнце», время «поворачивалось на весну». Новое солнце воплощалось в образе ребенка, похищенного лютой ведьмой Зимою, которая превратила его в волка. Но светлые силы, конечно, побеждают, горячие лучи молодого солнца сжигают волчью кожу, оно освобождается из плена темных сил и постепенно «взрослеет», с каждым днем набирая сил к весне.
Само слово «святки» имеет происхождение от латинского calendae, «Календы» — название первого дня каждого месяца (от того корня пошел и «календарь»), а так же от древней названия солнечного диска — Кола.
К Рождеству обязательно ответственно готовились. Убирали дом, наряжали самодельными украшениями, делали, когда был нужен, ремонт всех хозяйственных зданий на подворье. К Рождеству старались сшить новую одежду, обязательно помыться в бане. Новый год и новое солнце некрасиво встречать, если непорядок в хозяйстве или в душе. Вот и сейчас стараются люди к Новому году доделать начатые дела, рассчитаться с долгами, убрать жилье. А вот вместо обычной в наше время новогодней ели основным украшением дома того времени был сноп зерновых, который вносили в дом в первый день рождества и держали там до последнего. Вместо снопа могла быть и соломенная кукла, которая представляла собой новорожденный год.
Рождество — праздник веселый. Особый праздничное настроение создавало, пожалуй, и то, что до начала работ в поле — самое трудное время для наших предков — было еще далеко. Даже больше — на Рождество нельзя было делать никакую работу, ни ткать, стирать, готовить дрова — можно было только веселиться, чтобы поддержать силы света своим настроением и веселым задором. Продолжались Рождество примерно 2 недели, до Велесового дня (11 февраля), который приходился на 6-7 января по современному стилю. Особое место в праздновании Рождества отводилась обрядовому столу и праздничным блюдам. Стол, конечно, должен быть богатым, чтобы иметь хороший урожай и здоровье у близких и в хозяйстве у животных. Под скатерть на стол клали сено, которое после ужина скармливали коровам, что должно было уберечь их от волков и поспособствовать увеличению надоев молока. В любой, даже самой бедной семье, на стол в Рождество доставали из тайников мясо и колбасы, сало, орехи, яблоки, мед. От главного блюда празднования — сочельника (ячневая каша с добавлением меда, орехов, шкварок) — взяли название три обязательные праздничных ужина. В первый день проводилась «постная кутья» — на столе были блюда из рыбы, овощей, грибов, сушеных фруктов, меда, и, конечно, та самая ячневая каша-кутья с медом. Варили ее тоже необычно, во втором часу ночи старшая женщина в семье шла в амбар за зерном, а старший мужчина — за водой. Воду и зерно нельзя было трогать до того момента, как будет готова печка. Заготовленной таким образом кутье уделялось особое магическое значение, она должна была наделять всех здоровьем и силой, удачей. Начинал ужин, как обычно, хозяин, кроме того за стол так или иначе приглашались все предки. Остатки кутьи подбрасывали под потолок, чтобы ячмень принес высокий урожай. После этого крупу скармливали домашним птицам. На отдельной тарелочке была и каша для Деда Мороза, зимнего бога, чтобы задобрить его, потому что морозы в период Рождества были, пожалуй, самыми сильными за всю зиму. Этот довольно распространенный обычай сохранился в некоторых странах и по сей день — традиция ставить на Новый Год за окно тарелочку с зерном.
Вторая кутья, жирная, богатая, щедрая — проводилась через неделю, по времени совпадало с современным Новым Годом. Как следует из названия, в этот вечер на столе были блюда из мяса разнообразных сортов — вареного, жареного, печеного, колбасы, ветчины, кутья с поджаркой.
Третья кутья приходилось на конец праздничной недели, Велеса день, обычно 6 января по современному стилю и называлась «водяная». Возможно, такое название она получила позже, уже в христианские времена, потому что совпадала с церковным праздником крещения. Но есть вероятность, что за две недели празднования и набивки желудков, запасы значительно уменьшались и каша на воде — пожалуй, единственное, чем можно было угощать гостей под конец Рождества.
Невозможно представить себе Рождество без мистики. Она начиналась рано утром и заканчивалась поздно ночью. Во время зимнего солнцестояния, как и остальные такие же даты, наши предки верили, что открываются двери между миром естества и мечты, живых и умерших, все было пропитано божественным и опасным духом тайны. Время считалось благоприятным для колдунов и бесов, что насылали на землю трескучие морозы, но также и для гадания, заклинаний и оберегов. Для людей этот исконный праздник и до сегодняшнего дня всегда остается радостным, величественным и оптимистичным.
На Рождество, особенно в первый вечер, принято было собираться вместе, всей семьей, причем приглашали на празднование не только живых членов родства, но и предков. Считалось, что они вместе со всеми садятся за стол, и если понравится им ужин — обязательно «закажут словечко» и помогут живым во всех существенных делах.
Нельзя не вспомнить и о «колядовании» — одну из самых ярких традиций, что дошла до современности. Считалось что только, шумящие гулянья могут напугать нечесть, вылезшую с того света, и уберечь людей от них. Молодежь собиралась вместе, переодевались в костюмы существенных животных (медведя — воплощение Велеса, корову, козу, лошадь — символы достатка, богатства, аиста — что считался талисманом удачи) и ходили по домам, распевая рождественские песни с пожеланиями всего лучшего, прославляя силы света и играя на музыкальных инструментах. Чем чаще упоминались различные магические формулы, тем более действенными они считались. Хозяева же, которых они посетили, давали в благодарность за защиту от бесов различные сладости. Чаще всего это были орехи, семечки, пряники и печенье, сухофрукты, позже — конфеты. Эта еда считалась жертвоприношением, благоприятным к человеку божествам, и чтобы заручиться их помощью. Отказать колядующим в угощением было то самое что навлечь на себя немилость всех тотемных животных, лишить себя благополучия на весь следующий год. С полными мешками угощений ряженые собирались в одном месте, в большом доме или на улице, где вместе пели и танцевали вокруг костра, чтобы своей бодростью и поднятым настроением помочь светлым силам одержать победу над темными. Ну и чтобы согреться, конечно, потому что погода стояла холодная.
От той поры и по сей день сохранился обычай устраивать маскарад на Новый Год, обмениваться подарками, водить хороводы. Переодевание в маски имело не только религиозное значение, но и психологическое. Человек, надев маску, уже считался будто не самим собой, и мог позволить себе много больше, чем приписывали строгие порядки, особенно во времена христианства.
А еще на Рождество обязательно ворожили. Сперва на сочельнике — на урожай, а после — на женитьбу и приплод домашнего скота — кого что больше интересовало. Бросали на дорогу ботинки, спрашивали имена, лили воск в холодную воду, а самые смелые ходили гадать в баню.
Очень распространенными были в это время «шуточные» женитьбы, своеобразные игры, которые имели целью познакомить молодежь, создать благоприятные обстоятельства для отношений. Примером такого рода игр являются аналоги «ручейка», все возможные «догонялки» парнями девушек, «бояре» и другое. В атмосфере игры, «недействительности», юмора молодежь знакомилась и разбивалось по парам гораздо охотнее, и очень часто случалось, что составленные во время рождественских игр пары летом или под осень устраивали настоящую свадьбу.
В некоторых местах устраивали специальный «конкурс красоты». «Мисс святки» обычно становилась самая толстая молодуха, которая олицетворяла собой щедрость, богатое количество пищи и вообще богатство, здоровье.
Второй день рождества традиционно считался днем, когда заканчивался срок службы наемных работников. В этот день хозяин расплачивался с работником, они обменивались впечатлениями друг о друге, выражали, когда те были, свое недовольство и обиды. После этого решали все свои конфликты, рассуждали как быть, публично мирились, чтобы не нести бремя обиды в новый год и договаривались на следующий год либо расходились каждый своим путем. И сейчас люди стараются решить старые конфликты к приближению Нового Года — это лучшее время чтобы оставить споры в прошлом.
В течение рождественских недель среди более старшего поколения было нормально ходить в гости к родным и друзьям. Угощали гостей обычно колбасами, блюдами из мяса, птицы, рыбы, водкой.
В последний вечер Рождества, на третий сочельник, проводился обряд «записывания» Рождества. Хозяин мелом рисовал кресты на всех дверях, чтобы нечистая сила, убежала во время веселого праздника, и не смогла проникнуть в дом или сарай. Так заканчивалась самый веселый и самый любимый нашими предками праздник.