Старый Новый год, или рождественский Щедрец

Старый Новый год

Вечером 13 января, как раз накануне старого Нового года справляли вторую кутью. На этот раз уже разрешалось есть щедрее, потому сочельник прозвали «толстой», «богатой» или «щедрый» (от этого названия, образованной по ассоциации с большим количеством крестьянских сладостей, появилась еще одна производная название праздничного новогоднего вечера

– «Щедрец»). Чтобы пояснить смысл самого праздничного ужина и того поэтического оттенка, который сопровождал второй сочельник, нам потребуется сделать два дополнения, касающиеся отдельных мировоззренческих представлений славянских народов, которые нашли отражение в фольклоре и обрядовой практике.

Щедрая кутья

Щедрая кутья некогда отмечалось непосредственно в новогоднюю ночь (1 января по старому стилю). Именно это обстоятельство предопределило характер самого празднования и особенности обрядового трапезы. Женщинам хотелось похвастаться своим умением, хозяйственностью, щедростью. К столу готовили как можно больше блюд (но не менее двенадцати), ибо верили, что так щедро семья будет жить в течение всего года.

Когда выносить елку?

Вторая кутья – Багатуха, поэтому «без кабанчика и Рождество не Рождеством. Старые люди даже говорили, что в старину наши предки обязательно перед Рождеством кололи тучного поросенка, чтобы Рождество не гневался, и дал на все хороший урожай, а коровам хороший приплод».

Считалось, если хозяйка напечет перед Новым годом блинов, то в ее хозяйстве скотина будет «гладкой» (здоровой).

В кашу, приготовленную на щедрую кутью, хозяйка клала кольцо. Если в начале ужина его зачерпнет хозяин, то весь год семья будет жить богато, в достатке.

Как правило, хлеб нарезали и на завтрашний день. Эти ритуальные ограничения могли поспособствовать тому, что члены семьи в течение года не будут резать рук.

«Кто перед Рождеством скот хорошо обхаживает, то перед Пасхой за хвост не поднимает». Это означало, что и домашнее животное получало в этот день угощения.
Если в этот вечер разобьется какой-нибудь сосуд, беда прибьется в дом.

К новогодней кутьи нужно вернуть все долги, иначе в течение всего года из долгов не вылезешь.
Сегодняшним современникам хотим посоветовать вечером этого дня до захода солнца вынести из дома новогоднюю елку, которую устанавливали в доме в последние дни декабря, чтобы «вынести» всю отрицательную энергетику, которую она собирала в доме в течение двух недель.
Любые новогодние излишки и недостачи, спокойствие и споры и прочее указывают на то, что ожидает человека на протяжении года: «С чем застал человек Новый год – с тем он останется до конца».

Все эти «золотые правила» народной культуры в равной степени относятся как к 1 января – современной встречи Нового года, так и к 14 января – древней даты встречи Нового года.

Щедрование

Вечер проведения второй рождественской кутьи – старый Новый год – отмечали исполнением обряда щедрования. Оно представляло собой тот самый обход деревни калядующими, однако на этот раз в состав группы входили только девушки. Они выбирали самую красивую среди подруг, надевали ее в самое лучшее праздничное платье, на голову крепили венок, украшенный разноцветными лентами. Девушка-красавица называлась «щедрой», а ее посещение крестьянских домов символизировало богатый благополучный, щедрый урожай и сохранение домашнего очага.

Посевание

Следующим утром (еще раз напомним, что это был первый день Нового года) до обрядовых обходов присоединялись самые маленькие – деревенские мальчики, которые исполняли еще один чрезвычайно символический обряд – «посевание». Они собирались в небольшой группе, вешали через плечо сумочки с зерном ржи, овса, ячменя и опять-таки ходили по домам с новогодними поздравлениями. Ребята заходили в дом, пели колядки, и тем временем рассыпали по полу по горстке зерен каждого сорта, громко приговаривали:

– Сею, сею, посеваю,
С Новым годом поздравляю!

Посыпая зерно различных зерновых культур, мальчики хотели, чтобы в хозяев был богатый урожай ржи, пшеницы, и ячменя:

«Сета, сета (сеята) на новое лето».

Вместе с тем у этого обрядового действия было еще одно значение. Зерно ржи символизировало прежде всего новую жизнь, жизнь в новой семье или в новых условиях. Однако главным объединяющим началом было продление жизни семьи, всего рода. Чтобы более глубоко понять суть употребления зерен ржи в новогодних обрядах, приведем еще несколько примеров символизации ржи в других обрядовых ситуациях. Например, когда первый раз купали новорожденного ребенка, то в корыто обязательно клали горстку ржи (в марли или в наволочку из домотканого полотна). Имелось в виду – пусть и это ребенок через какое время родит и также продолжить свой род. Сразу же после выноса покойника из дома кто-то из старших посыпал пол зерном ржи. «Читать» этот обряд нужно было следующим образом: «Из дому только что вынесли смерть, но Жизнь Семьи пусть продолжается: сколько зерен рассыпали по полу, пусть столько же детей и новых поколений будет в этом роде».

В этом праздничном деянии была и другая, более прозаичная сторона. С удовольствием выполняя не сложный по характеру выполнения ритуал, дети надеялись на искренность и гостеприимство хозяев. А те действительно не скупились, одаривали малышей всякими сладостями – кто печеньем, кто куском колбасы, сушеными ягодами, орехами. Радость была безграничная, искренняя, от души.

Новый год начинается со священного Василия

Одновременно с празднованием второй кутьи 14 января Православная Церковь отмечает святого Василя – день смерти одного из основателей христианского движения, создателя многочисленных монастырей Василия Великого.
В народном сознании сложилось так, что святой Василий начал считается покровителем свиней. В связи с этим праздник получил название «свиного», а традиция требовала принести в этот день святому охраннику жертву – поросенка. Оно и было самым главным компонентом обрядовой пищи первого дня старого Нового года. Кроме того, хозяйки выпекали в этот день печенье в виде фигурок коров, свиней, овец и домашних птиц.

Приметы первого дня Нового Года

На рассвете хозяин и хозяйка разжигали лучину и начинали вить веревку, которой затем перевязывали четыре ножки стола. Считалось, что выполнение этого обрядового действия «перевяжет» ноги коням и коровам и защитит поля и сенокос от высыхания.

В первый день Нового года старались до обеда не ходить в гости, чтобы скотина не сторонилась своего двора.

Старались встать раньше и, опередив остальных, принести воды из колодца и умыться – будешь в течение года здоровый, подвижный, бодрый.

Верили в то, что многое в наступающем году будет зависит от первого гостя в дом. Посчастливится в благе тем, к кому заглянет мужчина.

Все перечисленные выше обстоятельства свидетельствовали о том, что пословица «Как встретишь Новый год, таким он и будет» имели на тот момент смысл.

Рождественские гадания

Рождественская ночь, по представлениях наших далеких предков, «открывала небеса» и тем самым давала людям возможность присоединиться к необычному каналу судьбоносной информации, до своеобразного всемирного банка данных и тем самым попытаться заглянуть в завтрашний день. Естественно, что, скорее всего, вопросы судьбы интересовали молодежь юношеского возраста – девушек и парней, которые сами мечтали создать свою семью.

Приведем лишь несколько примеров рождественских гаданий, которые может использовать и наша современная молодежь.

1. Девушка брала кусочек сочельника (а точнее, ее нужно было взять незаметно, чтобы никто не видел) и перед тем, как лечь спать, клала под подушку. Затем под кровать ставила миску с водой, через которую клала лучину. Девушка ложилась спать и про себя произносила следующие слова:
– Кто меня по кладочке проведет, тот меня замуж возьмет.
При этом ни во время выполнения гадания, ни после (вплоть до самого утра) нельзя было ни с кем говорить.

2. Гадание «Запереть ведро». Две подруги наберут в колодце ведро воды, принесут его в дом и поставят на скамью. Затем возьмут замок и «запереть ведро». После этого ложились спать, не сказав ни одного слова. Ночью должен был присниться тот, кто придет «отпереть» ведро.

3. Гадание на дровах. В сарае или в навесе девушка наберет охапку дров, приносит в дом, кладет около печи и считает: если пара будет – замуж пойдет, если нечет – то нет.

4. Гадание на лепешках. Девушки утром напекут лепешек, по одной скроют. Вечером соберутся в чьей-нибудь хате и начинают гадать. На скамью каждая из присутствующих девушек кладет свою лепешку, а затем в дом приводят собаку. Чью лепешку собака схватит первую, та быстрее всех замуж пойдет.

5. Гадание на заборе. Девушка выбегала на улицу и руками обхватывала забор. Затем считала штакетницы. Если в пару будет – замуж пойдет, если нечет – в девках засидится.

Сейчас отправляют открытки

  • К дню Рождения открытки
  • бесплатные открытки подруге, открытки подруге
  • Для подружки
  • открытки розы
  • Обаятельной девушке
  • букет цветов